Подростковый возраст – наиболее сложный в жизни человека. Это личность в процессе взросления. Под воздействием изменившихся социально-экономических условий жизни существенно изменился нравственно-социальный облик современного подростка. На внутренний мир подростка отрицательно влияет окружающая действительность, угнетают негатив и неразбериха, кроме того, по словам специалистов, неправильную модель поведения формируют интернет, игры и масс-медиа. Каждый день сеть пополняется роликами с избиениями и издевательствами. Их снимают не средства массовой информации, а сами дети. В усложнившихся социально-экономических и общественно-культурных условиях подросток, полагаясь только на себя и советы родителей, при недостаточном внимании, а зачастую и самоустранении взрослых, при наличии низкой правовой и читательской культуры часто нарушает нравственные законы, которые порой ведут к нарушениям уголовным.

         Особенность преступности несовершеннолетних – её резкое «омоложение» в последние   годы. К сожалению, подростки зачастую не задумываются о своих проступках, ошибочно считая, что в этом нет ничего особенного. Даже совершая групповые правонарушения, они не отдают себе отчёт в том, что это противозаконно. Отвечая на вопрос, зачем ты это сделал, никто толком не отвечает. Чаще говорят: «Все пошли, и я пошёл». А в очень многих статьях УК РФ говорится об ответственности за преступления, совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

        Часто подростки отвечают, что не знали, что этого делать нельзя, что это наказуемо. Но   незнание закона не освобождает от ответственности.

         Не секрет, что человек в одиночку демонстрирует одно поведение, а в группе – другое. Особую опасность вызывают группы, где лидер – взрослый человек, который внушает подросткам, что их не привлекут к уголовной ответственности из–за их возраста, тем самым не говоря всей правды о законе.

      К сожалению, общественно опасные деяния совершают дети 8-13 лет. По закону они не могут быть привлечены к уголовной ответственности за эти деяния. Однако освобождение от уголовной ответственности таких подростков не означает, что их действия являются полностью безнаказанными. К таким подросткам можно применить принудительные меры воспитательного характера, определённые законом.

Прежде всего, такие подростки  в обязательном порядке становятся на учёт в органах внутренних дел и в комиссии по делам несовершеннолетних. По постановлению комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) такого подростка помещают  в приёмник – распределитель для несовершеннолетних, где исключена возможность его самостоятельного ухода. Там ребёнок может содержаться до 30 суток, при необходимости срок пребывания продляется до 45 суток.  Затем подросток может быть направлен в спецшколу закрытого типа, где он может находиться до 15 лет (в исключительных случаях – до 16 лет). При этом направление несовершеннолетнего КДН в спецшколу производится без согласия родителей, но при обязательном присутствии прокурора.

       Не остаются безнаказанными и родители таких подростков. На них могут наложить штраф, возложить обязанности  по возмещению ущерба, причинённого несовершеннолетним; по решению суда их могут лишить родительских прав и одновременном выселении родителей из квартиры.

       С целью воспитания правовой культуры учащихся  3 августа в Центре развития культуры была проведена тематическая онлайн беседа «Дети и закон». Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов учреждений культуры в области воспитания детей.  Для онлайн участников беседы была представлена  краткая информация о детской преступности и о мерах наказания за содеянное преступление.  Так же вниманию была предложена презентация «Закон и Подросток»    , видеоролики смонтированные учениками

https://www.youtube.com/watch?v=B4kvPkcJaAQ

видеоролик  «Кто такой законопослушный человек»

       Специалисты  учреждения культуры уделяют большое внимание воспитанию правовой культуры и повышению правовой грамотности детей и подростков, посещающих учреждения культуры, что подтверждает актуальность, общественную значимость, и диктует необходимость создания воспитательной программы, отвечающей интересам общества в целом, которая отражает содержательный компонент – воспитание законопослушного гражданина.