У музея юбилей

24 июня 2020 года Ибресинскому этнографическому музею под открытым небом исполняется 40 лет.  Музей был  создан к 60-летию образования Чувашской автономной области. Являлся первым этнопарком в Чувашской Республике. Инициатором и организатором музея был П. М. Ермошкин, работавший в те годы председателем Ибресинского райисполкома. Большой вклад в развитие музейного дела в районе также внесли Н.В. Руссанов, В.И. Шурыгин, А.В. Турханов, М.Л. Маркова, Н.К. Васильева, С.И. Киргизов, А.А. Алексеев, В.Л. Немцев,  А.А. Самарин, Н.В. Федоров, руководители предприятий, учреждений и колхозов и др.

Курная изба

Занимаемая площадь музея около 1,5 гектаров. Музейный комплекс включает в себя 4 памятника культуры регионального значения, это — курная изба конца XIX в., жилой дом 1930-х годов XX в., ветряная мельница конца XIX в., двухэтажный амбар начала. XX в., а также  кузница начала XX в., баня по чёрному, лачуга, этнографический зал с предметами народного декоративно-прикладного искусства, интерьером чувашской избы середины XX века, картинная галерея, отдел краеведения с комнатой боевой славы. В 2018-2019 гг. построены новые экспозиции такие как, зерноток, родовые шалаши, смотровые башни, качели, место для отдыха родителей с детьми, пристани, сцена для выступлений и др.  В музее числятся более 5000 подлинных музейных предметов.

С сегодняшнего дня мы начинаем знакомить вас с экспозициями музея.

Приглашаем вас на виртуальную экскурсию по нашему музею.

Курная изба конца XIX века.  Является объектом культурного наследия  регионального значения. Подлежит государственной охране. Жилой дом был построен в середине XIX века в с. Хормалы, принадлежал крестьянской  семье Назаровых. В 1980 году семье Назаровых колхоз им. Ленина построил новый дом, а данное построение было перевезено на территорию Ибресинского этнографического музея под открытым небом. Подобные строения существовали до начала XX века. В хозяйство входит односрубная изба с открытыми (позднее с закрытыми) сенями и топившейся по черному печью, помещение для скота (хлев), погреб.

Жилище представляет собой прямоугольный сруб, состоящий из одного помещения. Крыша двухскатная. Покрыта корой дерева. (лубяная  На главном фасаде расположены два прямоугольных окна, одно окно – на боковой правой стене дома. Окна имеют глухие деревянные ставни и подчеркнуты наличниками. Кроме указанных оконных проемов имеются три небольших проема, через которые выходил дым, так как в курной избе дымоход отсутствовал.

Во время топки печи дым стоял в верхней части избы,  спускаясь  до  половины  двери.  Он  не успевал выходить через проёмы и приходилось  выпускать  дым  через  двери, которая открывалась вовнутрь. Проёмы (т.н.) закрывали крышкой. Это  делалось  для зашиты от разбойников Дверь изнутри закрывали засовом, а ночью и подпоркой.  Во многих преданиях говорится, что двери  изб  были обращены на восток. Чуваши каждое утро, открывая дверь, обращались лицом к Солнцу и молились языческим богам и божествам.

Пол и потолок настелены из полубревен (пурта xёми) и толстых плах, тесаных топором. Перед входом в сени устроено крыльцо с навесом.

  Особенностью интерьера жилища является преобладание неподвижной мебели, конструктивно связанной со срубом – это нары и скамьи (сак) вокруг стола и возле печки, перекладины (кашта), посудницы, полки (сентре). Особое внимание привлекает светец с лучиной — основной источник света в бедных крестьянских домах. Также здесь широко представлена посуда и утварь крестьян конца XIXвека. Почти вся домашняя утварь изготовлялась из дерева. Посуда – деревянная (миски, ложки, тарелка для яиц и т.д.) и глиняная (горшок, кувшин для молока, кружки).

Во дворе же, отдельно от  избы,  стоит  помещение для скота, погреб для хранения продуктов. Огороды располагались  в  стороне  от  деревни,  гумна устраивались в поле.

Продолжаем виртуальную экскурсию по Ибресинскому этнографическому музею под открытым небом. Сегодня мы расскажем вам о другом объекте культурного наследия регионального значения. Это – жилой дом 30-х годов XX века.

Жилой дом 30-х годов XX века также был перевезён на территорию музея из с. Хормалы в 1984 году. Изба выглядит богаче курной. Это классическая русская «белая» четырёхстенная изба с белой печью с дымоходом. Представляет собой жилое сельское строение – избу с закрытыми сенями. Стены дома бревенчатые, рубленые топором. Крыша двухскатная, покрытая тёсом. С правой стороны к сеням примыкает крыльцо. Всего 3 окна — 2 окна на передней стене и одно на боковой. Они оборудованы деревянными резными наличниками и ставнями. Фронтон дома украшен деревянной резьбой.

Представлен чувашский крестьянский быт середины ХХ века. Грубая безликая мебель вытеснена скамейками, стульями, кроватью. Лучина заменена керосиновой лампой. На окнах занавески ручной работы, дом увешен вышитыми полотенцами, рушниками. Вышивкой украшалось всё. Она жила в каждом чувашском доме. С нею был связан повседневный быт чувашей. В центре дома висит огромное зеркало, репродуктор. На стене около печки установлен шкаф для посуды.

В избе местом для спанья членов семьи в зимнее время являются: кровать у двери, обычно там спали муж и жена, лежанка печи — для малых детей, помосты за печкой — для старшего поколения. А летом члены семьи спали по большой части вне избы, в сенях, в амбарах и чуланах, на сеновалах.

К дому примыкают сени, где представлена крестьянская утварь, одежда и обувь начала XX века: пахталка для масла, кошели, начевка для муки, корыта, кадушка, сундук, кафтаны, лапти и т.д.

Надворные постройки: лачуга, амбар, клет, демонстрируют архитектурно-строительную культуру чувашского народа. Через ворота от дома расположена лачуга, которая из-за пожарной опасности никогда не соединяется с другими постройками. Ла= (лачуга) является прежде всего летней кухней, а затем местом для варки пива. Почти в каждом дворе чуваш были амбары, кроме самых бедных. А богатые зажиточные крестьяне ставили двухэтажные амбары. В этом крестьянском хозяйстве одноэтажный амбар. Обычно в помещениях амбара хранили запасы продуктов и вообще весь урожай. Клеть часто соединяли с домом крыши, но здесь клеть стоит отдельно от дома. Окон и потолка в клети нет, пол – плотный, хорошо выструганный. Помещение служило для хранения одежды, различной утвари, запасов пеньки, пряжи, холста и других вещей.

Для защиты от диких зверей и разбойников чувашский двор огораживался высокими, заостренными дубовыми бревнами (частокол). Их вкапывали в землю вплотную друг к другу вокруг всего двора, оставляя место для ворот.

от adminrdk

Добавить комментарий